Бизнес не пошел

Всем привет. Так как мы с вами уже познакомились (с кем не познакомились, не стесняйтесь проходить по ссылке), настало время рассказать вам про мой первый опыт предпринимательской деятельности.

Итак, мне было 23 года, я три года прожил в Москве, где учился в университете (МГУП им. Ивана Фёдорова), но по ряду причин мне нужно было вернуться в мой родной город Стерлитамак, чтобы утрясти кое-какие юридические вопросы с наследством и другими не очень интересными вещами. Я подумал, что раз уж теперь я в родном городе, то надо себя чем-то занять. Сидеть целыми днями дома и смотреть в потолок мне не хотелось, поэтому я решил создать свой микробизнес.

Подготовительный этап

Насчёт рода деятельности я определился быстро. У меня был неплохой зеркальный фотоаппарат Canon 550D, кроме того, фотография уже давно была моим хобби. Я потратил несколько дней на изучение особенностей различной фотобумаги, чернил разных производителей, принтеров с системой непрерывной подачи чернил, требований ко всем видам документальной фотографии и т.д. В итоге, у меня на руках было несколько документов:

  1. Прайс-лист с перечнем услуг и описанием разных форматов фотопечати.
  2. Технические требования к документальным фотографиям — как оказалось, и для визы, и для паспорта РФ, и для пропуска на завод требования, как по размеру, так и по типу бумаги различны.
  3. Примеры фотографий разных размеров, напечатанных на разной бумаге.
  4. Температурные режимы для сублимационной печати и термопечати на футболках (я уже тогда понимал, что одной фотопечати будет мало, поэтому продумывал варианты расширения перечня услуг).
  5. Список поставщиков расходных материалов: фотобумага, пигментные чернила (используются для фотопечати), футболки, кружки, сублимационные чернила (используются для печати на футболках и кружках).
  6. Подробные расчёты себестоимости каждой единицы продукции, включающие в себя, сколько чернил уходит на одну фотографию 10×15 см, 13×18 см и 21×30 см, сколько стоит сама бумага и т.д. Я подсчитал себестоимость печати с оригинальными чернилами и с неоригинальными. Себестоимость при покупке неоригинальных чернил в бутылочках по 100 мл и в бутылях по 1 л.
  7. Расчёт окупаемости проекта (он был достаточно оптимистичным).

В общем, я потрудился на славу. Всё было готово для того, чтобы начать работать, оставалось только найти деньги, место под аренду, закупить мебель и оборудование и разместить рекламу. Я ждал, что когда двери моего салона распахнутся, в них сразу же хлынет множество клиентов, и никаких сомнений в этом быть не могло.

Поиск аренды

Сначала я зарегистрировался в качестве ИП, взял кредит в размере 100 000 рублей и начал обходить город в поисках аренды. Вот, именно на этом этапе я и понял, что на деле всё не так гладко, как в моих расчётах. Во всех хороших местах фотосалоны уже были. Я обошёл и объездил весь город вдоль и поперёк. Я отметил на карте местоположения всех фотосалонов. Я целыми днями сидел на Avito в поисках подходящего места под аренду (в моём городе это самый популярный ресурс по аренде недвижимости). Но все мои усилия были напрасны.

Однажды я вновь прогуливался по оживлённой улице, по которой ходил уже много раз. Я надеялся увидеть красный баннер с надписью «Аренда. Звоните: +7 (987)???-????»  и вдруг — непривычно для себя — свернул в переулок, в который до этого почему-то никогда не сворачивал. Яркая красная вывеска сразу бросилась в глаза. Она висела на стене трёхэтажного торгового центра. Раньше на этом месте был рынок. Я зашёл внутрь и мне в нос ударил запах продуктов. Первый этаж был забит секциями, наполненными овощами, фруктами, мясом и рыбой. На входе разместился небольшой киоск с лотерейными билетами, у второго входа продавали бижутерию, а у третьего — ремонтировали обувь. На первом этаже всюду сновали люди.

Я позвонил по номеру, указанному в объявлении, спросил какие секции сдаются. Оказалось, что речь шла о секции на втором этаже, арендодатель назвал мне её номер, и я пошёл к ней. Второй этаж напомнил мне город после зомби-апокалипсиса. Там было пусто. Изредка мимо проходили один-два человека. В нужной мне секции стоял молодой парень и девушка, торговое оборудование занимало левую половину помещения. Я поговорил с ребятами, оказалось, что парень — мой субарендатор, а девушка — соседка, торговавшая сувенирами. Место было «тухлое» — это очевидно, но когда ребята узнали, что я собираюсь арендовать половину этой секции, они воодушевились и стали убеждать меня, что теперь точно сюда придут люди, ведь теперь-то в этом углу второго этажа соберётся столько интересных услуг, что клиентам будет просто некуда деваться, кроме как, придя к одному, купить что-нибудь и у другого. Не могу сказать, что они меня убедили, да и вообще, всё это выглядело довольно уныло, но я решил, что если не начну работать сейчас, то не начну никогда. Решение было принято.

Насчёт того, что место было «не проходное» я думал так: «Пусть расположение не очень хорошее, значит мне просто надо будет больше вложиться в рекламу». Общая площадь помещения была 27,5 кв. метров. Между собой мы делили по 13,75 кв. м, стоимость одного кв. метра была 600 рублей. Итого, я должен был ежемесячно платить за аренду 8250 рублей. Помещение было слишком большим для меня и стоило слишком дорого. Мне хватило бы и 5 кв. метров. Кроме того, цена за квадрат в таком убогом месте вряд ли должна быть выше 300 рублей. Но тогда мне казалось, что выбора у меня нет.

С этими тяжёлыми мыслями я вышел из секции и стал спускаться на первый этаж по второй лестнице, которая была ближе ко входу. И тут меня ждало ещё одно неприятное открытие. Прямо в пролёте между первым и вторым этажом была точка с фотопечатью. «Чёрт возьми!», — подумал я. Конкурент на более выгодной позиции в одном ТЦ со мной — это не то, чего я хотел. Эта точка занимала всего 2-3 кв. метра. Как оказалось позже, у них висел огромный баннер на первом этаже, который я сначала не заметил. Спасало одно: фотопечать была лишь одним направлением их деятельности. Они специализировались на продаже чернил, тонеров, заправке картриджей и продаже системы непрерывной подачи чернил для струйных принтеров (СНПЧ). Поэтому я решил, что отступать нельзя, и для победы в этой конкурентной борьбе мне нужно сделать упор на другую, более маржинальную услугу — фото на документы. Так я и поступил.

Хотите узнать историю целиком?
Я разбил её на три части.

Читайте по очереди:
Бизнес не пошёл (2/3)
Бизнес не пошёл (3/3)

Comments

  1. Уведомление: Малый бизнес: начало
  2. Уведомление: Я миллионер (будущий)
  3. Уведомление: Как вести бизнес?
  4. В любом случае основным капиталом есть бесценный опыт, остающийся даже после того, если бизнес не пойдет. Не пошел этот — пойдет следующий. Есть сотни различных видов деятельности, при которых серьезный стартовый капитал попросту не нужен. К примеру, продажа услуг.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *